Новости
21-05-2015
Информация о стандартах энергоэффективности электродвигателей
Классификация электродвигателей по энергоэффективности - IE классификация
Значительную часть электроэнергии, как в быту, так и на производстве, потребляют электрические двигатели. Во многих странах мира были разработаны свои системы классификации КПД, которые отличались между собой обозначением и числовыми значениями.
Согласно добровольному соглашению между Европейским комитетом производителей электрических машин и силовой электроники (CEMEP – European Committee of Manufacturers for Electrical Machines and Power Electronic) и Европейской комиссией с 1998 года установлена следующая классификация КПД электродвигателей:
- EFF3 – электродвигатели с низким КПД;
- EFF2 – электродвигатели с улучшенным КПД; двигатели именно этого класса используются в компрессорах DALI
- EFF1 – электродвигатели с повышенным КПД.
Методы определения КПД электродвигателей установлены в EN 60034-2:1996 «Машины электрические вращающиеся. Часть 2. Методы определения потерь и коэффициента полезного действия вращающихся электрических машин (за исключением машин для тяговых транспортных средств)».
В 2007 году наряду с действующим EN 60034-2:1996 появился новый стандарт – EN 60034-2-1:2007 «Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия на основании испытаний (за исключением машин для тяговых транспортных средств)». Методы определения КПД, установленные в новом стандарте, значительно повышают точность определения КПД в лабораторных условиях и в будущем заменят установленные в EN 60034-2:1996.
В 2009 году в странах ЕС на основе IEC 60034-30:2008 разработан стандарт EN 60034-30:2009 «Машины электрические вращающиеся. Часть 30. Классы эффективности односкоростных, трехфазных, асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (код IE)», согласно которому классификация КПД электродвигателей заменяется на следующую:
- IE1 – «стандартный» класс КПД (аналог EFF2);
- IE2 – «повышенный» класс КПД (аналог EFF1);
- IE3 – «премиум» класс КПД;
- IE4 – «супер-премиум» класс КПД.
Класс IE4 относится к классу будущего. Электродвигатели с таким классом пока массово не производятся.
Также согласно EN 60034-30:2009 запрещается использование электродвигателей с классом энергоэффективности EFF3.
Таким образом, в странах ЕС необходимо определять КПД по новому стандарту EN 60034-30:2009. Однако старая европейская классификация EFF3, EFF2 и EFF1 не будет отменена, а постепенно будет вытесняться новой – IE3, IE2 и IE1.
Внедрение новых классов КПД для электродвигателей на основе международного стандарта IEC 60034-30:2008 "Машины электрические вращающиеся. Часть 30. Классы эффективности односкоростных, трехфазных, асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (код IE)" поможет разработать и освоить новые конструкции двигателей с уменьшенными потерями и повышенным КПД. Как правило, это обеспечивается новой конструкцией статора-ротора с уменьшенным зазором; применением новых видов статорной обмотки, а также новых высококачественных материалов и комплектующих (электротехническая сталь, изоляционные материалы с улучшенными пропиточными свойствами, подшипники высокого класса точности).